Все почти что свободны

В субботу художники провели акцию «Все свободны», направленную против выселения живописцев, графиков и скульпторов из мастерских. Чувствую, скоро эта фраза станет у нас брендом.
После ролика по ТВ
многие почему-то решили, что дело «почти улажено». Это миф.

Внятно не озвучены даже причины решения Горкомимущества, побудившие составить уведомления с требованием освободить помещения. Господин Якутенок говорит корреспонденту что-то смешное наподобие «не собирались никого выселять». По телефону на контакт с прессой не идет, на письменный запрос ноль внимания. Об этих причинах не удается узнать даже у встречавшихся с этим господином членов правления Союза художников. Зампредседателя СХ Андрей Анохин рассказывает о чем угодно, только не об этом. Я, например, с удивлением узнала, что переговорщики предложили городским властям организовать городской художественный музей и надарить в него картин. Какое-то помешательство на фоне половины «кинутых» от всего числа коллег и пустых залах в уже имеющемся художественном музее. Но чтобы усилия не пошли лесом, формы сотрудничества искать, конечно, надо. И отдавать картинами за площади – вещь вполне приемлемая. Министр культуры добивается, чтобы аренда шла за счет республиканского бюджета. Но сами художники категорически против аренды, потому что едва способны оплачивать даже услуги ЖКХ и плюсование к этой оплате
аренды по сути просто узаконит отъем этих помещений. Так что все весьма зыбко.
На площадку УзелСвязи/Hubspace, где проходила акция, свои картины принесли не все обладатели «спорных» мастерских. Как сказала Гуля Кабилова, многие еще и не знают об этом решении (многие художники старшего и среднего поколения редко дружат не только с интернетом, но и вообще с любой информацией). Те, что принесли, были прикреплены в произвольном порядке к строительным металлическим лесам. Там же красовались плакаты, на которые художников вдохновила ситуация. Мне больше других понравился баннер Игоря Улангина с видом мастерской живописца Виктора Немцева. Ситуация окрашивает эти снимки в тона «уходящей натуры». Впечатление пронзающее, несмотря на простоту ракурса. У него уже есть серия фото мастерских наших художников, но несколько баннеров – это для потенциальных «арендаторов» не подъемно. Игорь решил фиксировать все, что касается нынешней ситуации, сотворить некий «памятник» из текстов, фото, рисунков и плакатов. И потом эту летопись издать (ну вот вам и актуальное искусство проснулось!). У Оксаны Кокориной как рояль в кустах отыскался портрет бомжа, ставший центром экспозиции, которая вместе с распахнутыми чемоданами стала инсталляцией на заданную тему. Сочувствующих просили прийти в чем-то красном. Но, видимо, не совсем на это надеясь, принесли красные шарфики. В принципе, участников набралось более сотни. Уже неплохо.
Первые выступавшие говорили путано. Ясность внес Иван Ярмощук, фотограф и организатор творческой площадки поднаторевший в реалиях и уже хлебнувший практических трудностей на пути к своей мечте. Просто напомнил, а тем, кто не знает, объяснил, что художественная мастерская не офис и не торговые площади, приносящие гарантированный доход, а искусство не может существовать без тех, кто берет ее под свое крыло, будь то государство, спонсор, меценат или куратор. Если этого нет, в городе просто не будет художников. И что это тогда будет за город? Порадовал и «человек из народа», назвавшийся таксистом Алексеем. Он признался, что был возмущен, узнав о решении брать с художников мзду за место, где они заняты творчеством. Вот у самих чиновников аренду за их кабинеты почему-то никто не просит! А еще неизвестно, кто больше приносит пользы обществу, – подытожил он свой спич. Кстати, водитель такси не только сам поддержал мастеров кисти, но и собрал несколько десятков подписей своих пассажиров в поддержку художников.

блог Риты Кирилловой
фотографии Игоря Улангина