киновед Ирина Рубанова на творческой площадке HUBspace.

26 апреля на творческой площадке HUBspace прошла встреча с киноведом, академиком Российской академии кинематографических искусств «Ника», заслуженным деятелем культуры Польской народной республики – Ириной Ивановной Рубановой.

Разговор начался с откровенного признания гостьи в том, что она была напугана озвученным ей составом аудитории площадки – молодые и продвинутые, блогеры и компьютерщики. Тем не менее, пришедших собрал именно интерес к кино и искусству, поэтому общение получилось душевным, но достаточно дискуссионным.

Об отношениях с кино:
«Я занимаюсь кино по любви. В свое время закончила филологический факультет МГУ, но, бросив литературу, написала диссертацию по киноискусству. Сейчас бы этого я не сделала. Но ведь сейчас кино другое».

О спецэффектах в кино:
«В современном кинематографе участие компьютерного изображения в виде спецэффектов, в виде графики очень большое, особенно там, где с помощью компьютера увеличивается количество персонажей. Но я признаюсь вам, что этого ненавижу. Считаю, что это как шерсть и шелк заменить на синтетику. Например, фильм про Александра Македонского: полно народу, все в античных костюмах, с пиками. Так вот, когда внимательно смотришь баталии, то абсолютно четко, даже при всей американской тщательности к созданию, видно, что количество реальных участников не больше 50. Это все похоже на имитацию гречневой каши. И возьмите «Войну и мир» Бондарчука ¬– в съемках участвовали и советские войска и отдельные полка, но ведь есть ощущение жизни.
Конечно, как достижение техники компьютерные эффекты – поразительны. Но является ли это искусством? Ведь дело даже не в правдоподобии. А именно в ощущении жизни, дыхания. На компьютерные эффекты нет эстетической реакции. Хотя, может быть, кино ищет другие ресурсы».

О кинозалах и режиссерах:
«В последние три года наблюдается катастрофический отток зрителя из кинозала. В прошлом году было 17% зрителей на русские фильмы. Кино не приносит доход. Кинопрокатчики несут большие расходы, а зрителя нет. Люди привыкают смотреть фильмы дома по телевизору или в Интернете. Но картина, которую вы смотрите в зале на большом киноэкране и картина, которую вы смотрите на маленьком экране – это разные вещи. Одно – лишь информация о кино, второе – это впечатление. Любой жанр кино подчиняется критериям качества и мастерства. В советское время были имена: Рязанов, Данелия. Сейчас режиссеры думают, что достаточно снять комедию или приключения и зритель придет.
А возьмем, к примеру, Францию: каждую среду французы ходят на премьеру. И фильмы бывают средние. И пусть он скажет: «Мне не понравилось», но все равно сходит в кино. Они патриоты своего киноискусства. Там в кинотеатрах можно увидеть все: от старых ретроспектив до современных премьер. У зрителя складывается впечатление, что кино разнообразно ».

О сериалах и актерах:
«Сериалы сбивают вкус! У нас все сериалы одинаковые: или это бандитские, или это Маша любит Сашу, а Саша Мишу. А лиц актеров я вообще не различаю. Особенно женские. А они все известные, а у них всех гонорары. Мне нравятся зарубежные сериалы такие, как «Скорая помощь», «Клан Сопрано», даже «Секс в большом городе» — извините, но нравится.
Об актерах могу сказать, что много в российском, да и не только в российском кинематографе замыленных лиц. Но ведь есть такие, что вживаются в роль настолько, что невозможно не поверить. Бывают молодые актеры, которые отдаются и переигрывают мастеров. Мне вообще безумно интересен превращающийся человек»